Эвакуация завода им.Козицкого К 80-летию образования Омского приборостроительного завода им. Козицкого.
Эвакуация завода им. Козицкого
К 80-летию образования Омского завода им. Козицкого
Эвакуация населения, предприятий и различных организаций из Ленинграда летом 1941 г., до начала блокады, и затем, когда город уже был во вражеском кольце, - явление беспрецедентное в истории Второй мировой войны. Ни из одного региона СССР не было вывезено такого количества людей, техники, предметов искусства. Более полутора миллионов ленинградцев, сотни стратегически важных промышленных предприятий, учреждений культуры переселились в восточные районы страны от Архангельска до Алтая.
До Великой Отечественной войны Ленинград являлся одним из ведущих промышленных центров страны. Всего в нем действовало 333 предприятия союзного и республиканского подчинения, большое количество заводов и фабрик местной промышленности и артелей. На них работали 565 тыс. чел. Примерно 75% выпускаемой продукции приходилось на оборонный комплекс.
Решение эвакуировать наиболее важные для обороны предприятия в глубокий тыл было принято в первые же дни войны
Согласно постановлению ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР (СНК) «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества» от 27 июня 1941 г. в первую очередь эвакуации подлежали:
- промышленные ценности (оборудование – важнейшие станки и машины), ценные сырьевые и продовольственные ресурсы (цветные металлы, горючее, хлеб) и другие ценности, имеющие государственное значение;
- квалифицированные рабочие, инженеры и служащие вместе с эвакуируемыми с фронта предприятиями, население, в первую очередь молодежь, годная для военной службы, ответственные советские и партийные работники.
27 июня была организована Ленинградская городская эвакуационная комиссия.
29 июня 1941 г. последовала директива СНК и ЦК ВКП(б), в которой говорилось, что «все ценное имущество, в том числе цветные металлы, хлеб и горючее, которое не может быть вывезено, должно безусловно уничтожаться».
4 июля 1941 г. был издан Приказ по НКЭП СССР (Народный комиссариат электропромышленности) №156 сс «О расходах по перемещению в другие районы отдельных частей производства, а также рабочих и служащих предприятий».
5 июля 1941 г. СНК СССР принял специальное постановление «О порядке эвакуации населения в военное время» и «Положение об эвакуации».
Из доклада М.Е.Кривицкого, в 1941 г. - зам. председателя Исполкома по местной промышленности Василеостровского р-на (1940-1947 гг.), председателя эвакокомиссии района: «Эвакуация населения города проходила в 3 этапа: июль – август 1941 г. (в основном эвакуировались предприятия, детские учреждения (школы, сады, ясли), учебные и научные институты – эшелонами, предприятия отправляли оборудования и материалы вместе с сотрудниками и членами их семей. Последним днем эвакуации для Василеостровского района стало 26 августа, когда ушел эшелон с фабрики Урицкого».
|
Михаил Еремеевич Кривицкий |
Михаил Еремеевич Кривицкий в 1933 г. окончил Ленинградский Энерготехникум, работал на электростанциях Ленинграда, а. с 1934 г. он находился на партийной работе. С 1949 по 1953 гг. М.Е.Кривицкий был начальником паросилового цеха и парторгом на заводе им Козицкого, где много лет, в т.ч. все годы войны и блокады, работала его жена Вера Евгеньевна Кривицкая, а позднее, с 1964 г. по 2012 г – дочь – Наталия Михайловна Кривицкая.
29.08.1941 г. постановление об эвакуации было приостановлено «До особого распоряжения». На данном этапе удалось эвакуировать 92 предприятия.
«Второй период эвакуации – с января по март 1942 г. – на машинах по льду Ладожского озера, по дороге жизни. Эвакуировались вначале очень малыми группами. Третий период эвакуации – май-июнь 1942 г. по октябрь-ноябрь 1942 г. – в основном на баржах и катерах по Ладожскому озеру».
Завод им. Козицкого, как стратегически важное предприятие, выпускающее военную продукцию, решено было эвакуировать одним из первых.
Приказом наркомата электропромышленности №ЭП-1550 от 12 июля 1941 предлагалось вывезти завод им. Козицкого «из г. Ленинграда в г. Омск и разместить в зданиях педагогического института и городского кино». Ответственным за эвакуацию был назначен директор завода А.А. Захаров.
|
|
|
Андрей Андреевич Захаров (1912 – 2000) |
Предписание о назначении А.А.Захарова уполномоченным по эвакуации завода им. Козицкого |
Удостоверение А.А. Захарова |
Андрей Андреевич Захаров был принят на завод им. Козицкого в 1931 г. в цех СЦБ техником. После окончания Электротехнического института им. В.И. Ульянова (Ленина) (ЛЭТИ) в 1934 г. он - конструктор 1-го цеха, далее - зав. производством, с 1937 по 1939 гг. - начальник 1-го цеха, а затем 7-го цеха.
В 1939 - 1940 гг. А.А.Захаров был в научной командировке в США на фирме RCA. (г. Кемден, штат Нью-Джерси) с целью повышения квалификации и приобретения опыта работы в промышленности. По возвращении он назначен Главным технологом завода. С 16.10.1940 г. по 13.10.1941 г. - Директор ленинградского завода № 210 им. Козицкого.
С октября 1941 г. по сентябрь 1945 г. - Директор омского завода № 210 им. Козицкого
С 1945 по 1947 гг. - директор НИИ-160 (г. Фрязино Московской обл.). С 1947 по 1952 гг. - директор завода «Светлана» (Ленинград). С 1952 по 1953 гг. - первый заместитель министра МПСС СССР (Министерство промышленности и средств связи). С 1954 по 1955 гг. - член коллегии МРП (Министерство радиопромышленности), с 1955 по 1958 гг.- заместитель министра МРТП СССР (Министерство радиотехнической промышленности). С 1958 по 1965 гг. - заместитель председателя Госкомитета по радиоэлектронике (ГКРЭ). С 1965 по 1984 гг. - заместитель министра МЭП СССР (Министерство электронной промышленности).
А.А. Захаров - крупный руководитель и организатор работ по важнейшим направлениям развития электронной промышленности. Награды: Орден Красной Звезды, 1944 г. (за обеспечение поставок фронту); Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», 1946 г.; 4 «Ордена Трудового Красного Знамени» (1954, 1956, 1959, 1961 гг.); 2 ордена Ленина (1966, 1971 гг.); Государственная премия СССР в области науки и техники (1975 г.)/
Главный архитектор завода Валерий Иванович Понаморев 14 июля объявил об эвакуации своим подчиненным, инженеру Михаилу Кирилловичу Богданову и прорабу Сергею Александровичу Касаткину, которые были командированы в Омск для встречи эшелонов и подготовки площадей для завода.
Приказом по заводу от 16.8.41 ответственными за отправку эшелонов были назначены:
1-ый эшелон - зам. начальника 2-го цеха Д.С.Хейфец
2-ой эшелон - Г.С.Федоров
3-ий эшелон - Сыропущенский
4-ый эшелон - начальник отдела кадров С.А.Поваров
5-ый эшелон - главный инженер Б.Н.Можжевелов
6-ой эшелон – зам. начальника 1-го цеха С.П.Успенский
7-ой эшелон - Манухин
Иван Николаевич Ливенцов |
«Начавшаяся эвакуация оказалась трудной задачей», - вспоминал И.Н. Ливенцов, будущий директор завода (с 1943 по 1968 гг.) а в 1941 г. парторг, занимавшийся эвакуацией завода, - «… и труднее всего было решить вопрос о том, кому ехать и кому оставаться. Прекрасные работники, высококвалифицированные специалисты, без которых немыслимо было начинать дело на новом месте, оказались и самыми горячими патриотами Ленинграда, - они и слышать не хотели, что надо оставить родной город в час испытаний...».
«Заводского автотранспорта, необходимого для вывоза оборудования, не было: еще прежде его передали фронту. На заводском дворе начали строить деревянную эстакаду. С нее легче было грузить ящики на трамвайные платформы. Затем их перевозили на железнодорожную станцию. Ломами, домкратами и талями станки стаскивали с оснований». (И.Н.Ливенцов)
По словам А.А.Захарова «Люди из Ленинграда эвакуировались неохотно, и приходилось прикладывать много усилий, чтобы сотрудников завода и их семьи эвакуировать с эшелонами на новое место работы в Сибирь».
Всего удалось отправить шесть из одиннадцати намеченных эшелонов, седьмой остановился на станции Рыбацкое, остальные пять не смогли выйти из Ленинграда. На первые семь эшелонов было погружено 746 наиболее ценных станков с электромоторами и другое оборудование – всего 1 640 ед. С ними уехало 1 400 наиболее квалифицированных работников, и каждый из них вез с собой инструмент, необходимый для работы на новом месте. Уезжали вместе с семьями. Тем, кому удалось прорваться до полного окружения города, - пришлось пережить много испытаний в пути под обстрелом артиллерии и авиации.
|
Письмо в наркомат промышленности |
«Не удалось отправить до полной блокады 5 эшелонов. Эшелоны с охраной были разбросаны по окраинам Ленинграда: находились у Кировского завода, на Выборгской стороне и на других ветках вокзалов. Полностью завершить эвакуацию оказалось невозможным не только из-за изменения военной обстановки, но и из-за определенной нераспорядительности руководства города, которое не смогло должным образом организовать взаимодействия транспортных средств города и железнодорожных средств».
А.А.Захарову удалось эвакуировать свою семью, сам он находился на заводе, до середины октября, не выезжая домой, налаживая работу и быт оставшейся части завода. Жена А.А.Захарова, Клавдия Яковлевна, вспоминает: «Нас помещают в 6-ой эшелон, третий вагон. Уезжают мама, Боря (брат), Алик (сын) и я. Андрей (А.А.Захаров) и отец остаются в Ленинграде. Это было 20 августа 1941 года, в день рождения Алика. Андрей поехал на Невский проспект и купил в кафе «Норд» большущий торт, с этим тортом он приезжает на вокзал к третьему вагону. А сам бледный, расстроенный. Отправление поезда задерживалось на несколько часов, потом прозвучал гудок, и мы поехали. Позже я спросила Андрея, чем он так был расстроен. Он ответил, что в тот день ему в Смольном сказали, что он может и не отправить свой шестой эшелон, так как поступили сведения, что станция Мга уже может быть занята немцами… Добирались до места мы 2 или 3 недели. Ближайшей ночью в районе станции Мга мы остановились, слышалась стрельба. Было светло, как днем, так как небо освещалось ракетами. Алику, по-моему, это понравилось. Вдруг наш паровоз дает гудок, и мы двигаемся дальше. Ехали с длительными остановками по несколько дней, пропуская военные эшелоны… В Омске нас сначала поместили в Педагогическом институте, а затем дали комнату. В этой комнате мы все вчетвером и жили. Условия, конечно, были ужасные, удобства были на улице.»
Из воспоминаний сына А.А.Захарова, Алана Андреевича (Алика): « Поздно ночью мы остановились на станции Мга. Мы ехали на верхних нарах, и я глядел в маленькое окошко под самой крышей вагона. Рядом с нами стоял поезд, составленный из открытых платформ с установленными зенитками. Послышался гул самолетов, и зенитки начали стрельбу. Меня оттащили от окна и объяснили, что немцы бомбят мост через р. Мгу. Потом мы медленно тронулись и переехали, наконец, этот мост. Ехали мы очень долго, почему-то несколько суток простояли в Свердловске где-то на запасных путях.»
Третьего августа в Омск пришел первый, эвакуированный из Ленинграда эшелон, с оборудованием и людьми радиоаппаратного завода им. Козицкого. «Через 3дня прибыл еще одни эшелон, а потом еще один, сдержанно молчаливый, тяжелый задраенный товарняк. Личные вещи сгорели, техническая документация пробита осколками».
Для размещения производственных цехов заводу было отдано общежитие Омского государственного педагогического института по улице Гусарова, 45. Для инструментального, гальванического и сборочного цехов, службы главного механика и главного энергетика были выделены склады «Сельхозснаба» по ул. Тарской, для слесарного и каркасного производства - кинотеатр «Луч», для деревообрабатывающего цеха - бывшая лыжная фабрика, для столяров - двухэтажный дом по ул. Краснофлотской, литейно-механической мастерской - мастерская по ремонту весов, для складов, конюшни и кузницы - конная база и здание церкви, для конденсаторного цеха - музыкальная фабрика со всем оборудованием по ул. 5-я Линия. «Все это нужно было реконструировать, - вспоминает С.А. Касаткин, - вновь создать и оборудовать по существу новый завод.».
«С первого дня эвакуации пришлось заниматься всерьез строительством, в том числе и деревянных временных сооружений. Строили корпуса, бараки. Не дожидаясь окончания строительства, монтировали оборудование и начинали работать (как говорят, без крыши над головой). На производстве работало много совсем молодых ребят, которым было очень трудно, особенно в ночные смены. Часто они оставались ночевать на заводе в цехах.» Цехи и участки располагались в разных районах города, поэтому оборудование распределили между цехами с учетом законченности производственных циклов. Каждый цех получил полную автономию – стал, по сути, филиалом.
«Приехавших размещали в домах и квартирах омичей. Уплотняли. Чтобы изыскать дополнительное жильё, тех, кто не работал на предприятиях – немощных, старых и малых, – насильно переселяли в сельскую местность»,- вспоминает директор завода А.А.Захаров.
«Для улучшения питания коллектива завод взял на полное обслуживание и использование один из совхозов области. Затратили немало труда, пока стали получать ощутимые результаты. Вторым способом получения дополнительного питания был обмен в дальних районах Сибири (вниз по Иртышу) ненужных заводу материалов на пищевые продукты или деньги. Помню, что когда не удавался обмен материалов на продукты, деньги привозили мешками. Надо сказать, что в зиму 1941—42 годов много не обмолоченного хлеба и других зерновых осталось на полях в скирдах. Это очень помогло выжить в первую зиму войны. Она была очень сурова и в Западной Сибири.»
Омичи и прибывшие ленинградцы помогали друг другу преодолевать продовольственную и другие бытовые проблемы, возникшие в результате резко возросшей численности населения региона.
|
Георгий Александрович Иванов |
Георгий Александрович Иванов, работал на заводе им. Козицкого с ноября 1939 г. начальником производства, с 1940 г. - Главным диспетчером завода. В Омске избран Секретарем партийного бюро завода. По воспоминаниям коллег - это был энергичный и волевой человек.
Г.А.Иванов ездил по деревням и селам, договаривался о поставках продовольствия. В одной из таких поездок он заразился брюшным тифом и через неделю умер в больнице.
Вопреки огромным трудностям заводчане в самые сжатые сроки приступили к выпуску продукции, созданию новых изделий.
Девятого сентября все пришедшее к этому моменту оборудование было вовлечено в производство. Этот день заводчане считают днем рождения на омской земле. [2]
По решению правительства эвакуированным вглубь страны заводам были оставлены их наименования, а оставшимся в Ленинграде частям заводов были даны новые номера:
Приказ НКЭП № 325 от 27.10.41 г. «В связи с окончанием эвакуации…
- Заводу в Ленинграде присвоить № 616
- Заводу в Омске присвоить № 210»
Так появилось два завода им. Козицкого - Омский завод им. Козицкого №210, и завод №616 им. Козицкого в Ленинграде.
Поначалу в Омске был налажен выпуск той же продукции, которую изготавливали в Ленинграде. Это, прежде всего, объект № 1 «ТОС» («Техника особой секретности», для подземных взрывов по радиосигналам важных народнохозяйственных объектов страны на случай неблагоприятно складывающейся военной обстановки). Выпускали всевозможные виды радиостанций для судов, самолетов, а также смонтированные на автомобилях. 22 октября была отгружена пробная партия 82-мм батальонных минометов. А с декабря приступили к изготовлению радиостанций.
«Когда на Челябинском заводе (там был коллектив эвакуированных с Кировского завода ленинградцев) началась подготовка к выпуску тяжелых танков, изготовление радиостанций для них поручили Омскому радиозаводу им. Козицкого (прим. ред.). Основная трудность заключалась в изготовлении для каждой такой станции большого количества высокочастотных кварцев… Первоначально пришлось «ограбить» музей в г. Свердловске, забрав все имеющиеся уникальные кристаллы горного хрусталя. Пришлось даже организовывать бригады и посылать их на разработки кварцевых месторождений в Сибири. Позднее заводу поручили самостоятельно заниматься геологоразведкой и добычей кварца.» Изготовление танковых радиостанций было налажено в цехе, который ранее, в Ленинграде, выпускал радиостанцию «Север», и был отправлен из Ленинграда с первым же эшелоном 20 июля 1941 г.
Первая партия танковых радиостанций 10Р (ее прототип - радиостанция КРСТБ, разработанная в 1939 г. на одном из московских заводов) была отправлена на фронт 2 февраля 1942 г. По воспоминаниям Евгения Ивановича Манаева, руководителя разработки: «Освоение ее производства проходило нелегко. Много трудностей пришлось преодолевать отделам главного конструктора и технолога, цехам, изготовлявшим детали, и, особенно, кварцы. Но, пожалуй, главные трудности испытывал коллектив цеха, где производилась сборка, настройка и сдача радиостанций заказчикам. Люди работали нередко круглосуточно, с краткими перерывами для сна, неделями не выходили из цеха.»
|
Евгений Иванович Манаев |
Евгений Иванович Манаев окончил Ленинградский электротехнический институт (ЛЭТИ) им. В. И. Ульянова (Ленина) в 1938 г. Во время дипломного проектирования и после окончания института под руководством проф. В. И. Сифорова принял участие в разработке первых отечественных радиокомпасов для самолетов, которые применялись во время финской компании и на фронтах Великой Отечественной войны. С начала Великой Отечественной войны Евгений Иванович работал на заводе им. Козицкого инженером ОГК, участвовал в налаживании массового производства радиостанции «Север». После эвакуации в Омске он, исполнявший одновременно три должности — старшего инженера, заведующего цеховой лабораторией и зам. начальника цеха, был занят разработкой конструкции и производством танковых радиостанций. С 1947 г. Е. И. Манаев заведующий кафедрами ЛЭТИ. В 1952 г. Евгений Иванович, после защиты докторской диссертации становится заведующим кафедрой радиотехники МФТИ (Московского физико-технического института). В 1976 г. в издательстве «Советское радио» вышла книга Е. И. Манаева «Основы радиоэлектроники», несколько раз переиздававшаяся. Будучи специалистом в области радиосвязи и радионавигации, Евгений Иванович в то же время проявлял большой интерес к другим применениям радио. На протяжении многих лет Е. И. Манаев вместе с акад. С. М. Никольским возглавляли Методическую комиссию МФТИ. Евгений Иванович Манаев был блестящий педагог и ученый, безгранично преданный любимому делу – радиоэлектронике.
Начальником цеха, выпускавшего танковые радиостанции, был Давид Самуилович Хейфец.
|
Давид Самуилович Хейфец |
Давид Самуилович Хейфец, начал работать на заводе им. Козицкого с начала 1930-х гг., на участке, выпускавшем железнодорожное оборудование. В 1939 г. он окончил вечернее отделение ЛЭТИ и с октября 1939 – работал на заводе им. Козицкого инженером-конструктором в ОГК (отдел Главного конструктора), а с . 1940 г. - зам. начальника 2-го цеха. В августе 1941 г. Давид Самуилович был назначен начальником эшелона, эвакуирующего оборудование в г.Омск. В годы войны он принимал участие в разработке танковых радиостанций, в должности начальника цеха. Еще до окончании войны, в июле 1944г., Давид Самуилович вернулся в Ленинград на завод № 616 им. Козицкого где работал старшим инженером ОГК, затем вед. инженером СКБ. В 1946 г. он был откомандирован в НИИ-108 в Москве в группу разработчиков телевизоров под руководством Расплетина, и с июня 1949 г. возглавил телевизионную лаборатории № 14 СКБ завода им. Козицкого. В 1951 г. вместе со всей телевизионной лабораторией был переведен во Всесоюзный НИИ телевидения (ВНИИТ), где продолжал активно участвовать в разработках изделий телевизионной техники.
С 1956 г. возглавлял телевизионную лабораторию на московском радиозаводе им. Орджоникидзе, положив начало телевизорам серии "Темп". Последние годы жизни руководил инженерной службой ОКБ на московском телевизионном заводе (фирма «Рубин»).
Когда производство было налажено, «Д. С. Хейфец, ставший к тому времени начальником цеха, начальник ОТК Н. М. Варшавский, инженер И. А. Народицкий и автор статьи (Е.И.Манаев), исполнявший одновременно три должности — старшего инженера, заведующего цеховой лабораторией и заместителя начальника цеха, решили: опираясь на накопленный опыт, создать не только более совершенную, но и более простую и дешевую радиостанцию».
За эту разработку начальник цеха Д.С. Хейфец, зам. начальника цеха Е.И. Манаев, начальник ОТК Н.М.Варшавский, старший инженер И.А. Народицкий были удостоены в 1943 г. Сталинской премии. Данное изобретение получило всесоюзное признание, оно давало заводу годовую экономию 7 млн. руб. [2, с.793]
Основой разработки послужила работа ее авторов в июле в Ленинграде по выпуску радиостанции «Север». Е.И. Манаев вспоминает, что «душою цеха, где внедрялась радиостанция в производство, был страстный радиолюбитель, талантливый инженер-самоучка И. А. Народицкий, впоследствии дважды удостоенный Государственной премии СССР».
|
Илья Аронович Народицкий (1915 –1999) |
Илья Аронович Народицкий в 1934 г. окончил фабрично-заводское училище (ФЗУ) и поступил на работу на ленинградский завод им. Козицкого радиомонтером. В 1941 г., не имея высшего образования, он стал инженером радиолаборатории и участвовал в разработке изделий. После эвакуации, в г. Омске он работал старшим инженером, затем начальником лаборатории специального конструкторского бюро (СКБ). Илья Аронович неоднократно выезжал на фронт для испытания танковых радиостанций.
В 1946 г. И. А. Народицкий возглавил разработку первой в стране радиостанции для сельского хозяйства «Урожай» (Сталинская премия, 1949 г.); руководил работами по созданию танковой радиостанции «Р-112» и магистрального радиоприёмника «Амур-2». С группой энтузиастов он создал первый в Сибири любительский телецентр. В 1954 г. И. А. Народицкий был одним из организаторов специального конструкторского бюро (СКБ) при заводе. Изобретатель впервые в стране внедрил метод активного радиоконтроля кварцевых пластин в процессе их шлифовки, который совершил революцию в пьезокварцевом производстве. В 1957 г. организовал свою любительскую станцию слежения за прохождением спутников вблизи Омска.
В 1958 г. на базе СКБ завода им. Козицкого был создан Омский научно-исследовательский институт средств связи, в котором И. А. Народицкий продолжил работу как главный конструктор первых разработок института. В 1962-1975 гг. он руководил отделом стабилизации частоты, где были разработаны новейшие методы прецизионных измерений и технологий. Почётный радист СССР (1947). Награждён орденом «Знак Почёта» (1944), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1949), золотой медалью Выставки достижений народного хозяйства СССР (1960), польским орденом «Братство по оружию» (1967). На стене дома по ул. Гусарова, 28, в котором жил И. А. Народицкий, в 2001 г. установлена мемориальная доска: «В этом доме с 1949 по 1999 год жил выдающийся радиоконструктор Илья Аронович Народицкий».
|
Танковая радиостанция 10РТ |
Разработанная танковая радиостанция, названная 10РК (буква К означала «Козицкого»), и ее модификация (с измененными цепями питания) 10РТ (Т – танковая), превосходила по простоте и надежности радиостанции врага и была на тот момент самой прогрессивной по техническому уровню. Разработчики танковой радиостанции использовали гетеродин приемника также и на передачу, по т.н. трансивной схеме, аналогично примененной в радиостанции «Север». Был улучшен тракт канала самопрослушивания, заменены дефицитные радиолампы ходовыми, сокращено количество кварцев в передатчике. Это позволяло выпускать больше радиостанций. По внешнему виду 10РК и 10РТ почти не отличались от своей предшественницы 10Р. Исчезли лишь гнезда для кварцев на передней панели передатчика. Изменение внешнего вида станции привело бы к необходимости изготовлять новое оборудование для мощных прессов штампующих шасси, кожухи приемника и передатчика, что могло задержать ее внедрение в производство.
Массовая поставка 10PT началась в разгар Сталинградской обороны и особенно возросла в 1943 году. Радиостанция успешно применялась на всех фронтах, образец ее в годы войны побывал даже в США, где получил положительную оценку.
С последним, шестым эшелоном 20.08.1941 г. уехал вместе с заводом в эвакуацию в г. Омск Борис Семёнович Меерович.
|
Борис Семёнович Меерович |
Борис Семёнович Меерович поступил работать на завод №210 в 1929 г. чертёжником-конструктором. Позже, закончив курсы повышения квалификации при Ленинградском институте спецпромышленности, работал в качестве старшего инженера - конструктора.
В 1941 г., когда началась ВОВ, принимал участие в обороне города, на фронт его не взяли из-за сильной близорукости и больного сердца.
Борис Семёнович был большим профессионалом в области прессформ и кокильного литья, был зачинателем инструментов и технологии на заводе им. Козицкого, проектировал сложные формы для литья под давлением цветных сплавов, пластмасс, керамики, сложных кокилей для литья. Под его руководством было разработано и освоено около 1000 конструкций прессформ для прессования и литья деталей из различных материалов. Борис Семёнович был также и наставником - обучал других конструкторов, делился своим опытом и к началу Великой Отечественной войны был опытным и уважаемым работником завода. До Великой Отечественной войны о нем писали газеты "Стахановец" (заводская газета) и "Ленинградская правда".
Во время работы на заводе им. Козицкого в Омске, под его руководством было спроектировано 275 конструкций, лично им - 184. Он также внёс много рацпредложений. И именно в военные годы за 70 часов непрерывной работы без сна, (что составляет чуть больше 3-х дней), а в обычное время на это понадобилось бы в районе 2-х или больше недель, им были разработаны конструкции 3-х сложных прессформ для военного объекта. Об этом трудовом подвиге рассказано в газете "Омская правда" от 15 декабря 1944 г. В 1946 г. Б.С.Мееровича был награждён медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне".
В 1947 г. Борис Семёнович вернулся в Ленинград на завод № 616 им. Козицкого и работал старшим инженером-конструктором в СКБ, затем в ОГТ (Отделе Главного технолога), вплоть до своей кончины в 1955 г.
Самоотверженно трудились на новом месте и многие другие эвакуированные работники завода им. Козицкого. Наладив в кратчайшие сроки работу своего предприятия и обучив работе местное население, они заложили основу для развития радиоэлектронного производства в Сибири. Не все эвакуированные вернулись в Ленинград, некоторые остались работать на омском заводе им. Козицкого, как, например, уже упомянутый выше, И.А..Народицкий. В 1945 г. директором Омского завода им. Козицкого стал Николай Семенович Ласточкин - бывший до эвакуации начальником инструментального цеха на ленинградском заводе им. Козицкого.
Помимо завода им. Козицкого в Омск были эвакуированы и другие ленинградские заводы: завод №7 им. Фрунзе (ныне «Арсенал»), оптико-механический завод № 357 «Прогресс», судостроительные заводы № 206 и № 363, танковый завод № 174, Всесоюзный институт электроприборостроения и др. Они послужили основой для создания новых омских предприятий. Это явилось мощным толчком для развития промышленности в Омске.
В городе хранят благодарную память о том тяжелом времени. Мост через Иртыш назван Ленинградским, от него отходит Ленинградская улица. На одном из домов на Ленинградской площади висят две мемориальные доски: «Ленинградская площадь названа в честь подвига ленинградцев в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг.», и другая: «Посвящается 50-летию снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и неоценимому вкладу ленинградцев, внесенному в развитие г. Омска».